Смотрел недавно интервью с Александром Ширвиндтом. Вспоминая Зиновия Гердта, на вопрос «Что такое интеллигентность?», он сказал: «Это стеснительность. Забытое нынче качество». Лучше не скажешь. И ещё многое забыто или под вопросом. Доброта глупа. Отзывчивость позорна. Бескорыстие, альтруизм – это что вообще? Всё это никчемные пережитки предков. Любовь, как чувство – бред, настоящая любовь бывает только за деньги. Вот так же и благодарность – забыта за ненужностью. Женя Волович спрашивал на своей странице: «Надо ли указывать в титрах спонсоров фильма? Я знаю 11 конкретных людей, сделавших переводы… Или уже никого не писать?» А ему говорят: зачем, сделай общую благодарность и делов-то. И то верно. В наше быстрое время, когда книги только слушают, смс-ки не длиннее 3-х слов, а точки и запятые – мрак и признак агрессии, заморачиваться написанием лишних фамилий в титрах – это как, вообще? А вот как. Читаю воспоминания тур-менеджера Ричарда Коула о Led Zeppelin. Скандальная книжица, трое Цепов от неё вообще не в восторге, если не сказать больше. Но вот что интересно. Там перед вводной главой есть ещё одна глава – «Благодарности». На 5-ти страницах порядка 200 фамилий или просто имён, кто хоть как-то помог. Пояснение, чем помог – рядом с каждым именем. Есть и спонсоры, и водители, есть бармены и издатели. Вот так. Книга начинается с благодарностей, обычно они где-то на последней странице, мелким шрифтом, а тут – интро-главой. Даже мне это было в новинку, но как это правильно, а главное – актуально сегодня! Вот и в кино. В больших постановках титры в конце – это отдельная 10-минутная часть, где прописаны абсолютно ВСЕ! В этом смысле финальные титры – своеобразный показатель не только масштабности проекта, но и отношения авторов к своей работе. В Голливуде, там по уставу так положено – прописывать каждого грузчика и пицца-боя. А у нас это пока что именно показатель отношения авторов. И это опять же правильно. Вопрос ведь не в людях, ожидающих или не ожидающих огласки их благотворительности, вопрос в личной благодарности создателей картины каждому, кто помог. Ещё вспомнилось к теме. В масштабных компьютерных играх, таких, как Operation Flashpoint, Call Of Duty, Mafia, Mass Effect, Project Cars, где штат сотрудников порой зашкаливает за голливудский, титры могут идти до 20-ти минут и более. И особо там примечательны списки добровольцев-тестировщиков бета-версий. Их сотни и сотни, они из разных стран, и каждый указан поимённо. Всё это были великие игры, когда они выходили, мы называли их гениальными, а сейчас мы называем их эпохами. Во времена господства Т9 и засилья вопросов «Зачем печатать лишние буквы?» становится тем более важным указывать в титрах всех, кто помог в работе над проектом. Чтобы не забывать об элементарной благодарности, чтобы не чураться отзывчивости. Великий учёный Эфроимсон в книге «Генетика гениальности» говорил: «Человечество спасётся не по закону джунглей, где сильный убивает слабого. Человечество спасётся альтруизмом, где сильный помогает слабому выжить». И это всё близкие понятия человечности: альтруизм, отзывчивость, благодарность. Всё «ручная» работа. Работа умом и руками. А песня к теме. Посвящается группе Led Zeppelin, записана нами вживую, тоже «ручная» работа, оттого, считаю, и получилась весьма неплохо.